КОМУ ТРЕБУЕТСЯ ВВОДИТЬ СВЕДЕНИЯ В ЕГАИС ОБ ОБОРОТЕ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ?
Такой вопрос задаётся всеми, кто осуществляет оборот древесины, пиломатериалов, изделий из дерева различных назначений и категорий.
Чтобы понять, нужно ли именно Вам работать с государственной системой, необходимо определится, оборот какой продукции из дерева Вы осуществляете.
На странице Перечень видов древесины на которые распространяются требования о транспортирвке и учете сделок приводится разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства по классификации пиломатериалов на которые распространяются требования Федерального закона об учете оборота в ЕГАИС.
Здесь же мы рассмотрим на примерах, каким пиломатериалы попадают под действие закона и какие ситуации и разногласия могут возникнуть при их обороте.
ДЕРЕВЯННЫЕ СБОРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ:
Сразу же скажем, что все деревянные изделия, такие как столы, стулья, шкафы, ящики, поддоны и другие сборные конструкции не попадают под действия федерального закона об учете древесины и пиломатериалов в государственной системе. Таким образом, если Вы осуществляете куплю-продажу или просто перевозку таких сборных конструкций, и никакой другой древесины в своей деятельности не используете, то Вам и не требуется вводить сведения в ЕГАИС.
ПРОФИЛИРОВАННЫЙ ПИЛОМАТЕРИАЛ:
Так же под действие Федерального закона не попадают профилированные пиломатериалы. К сожалению, законодательством конкретно не определяется, какие изделия являются профилированным пиломатериалом, а какие под это понятие не подходит. Но при этом существуют различные понятия профилирования, исходя из которых мы можем сказать, что:
Профильный пиломатериал - пиломатериал, который, при конечной требуемой влажности, был построган для придания ему СПЕЦИФИЧЕСКОГО, не прямоугольного сечения, или
Профилированный пиломатериал – это заготовка/деталь, созданная из доски или бруса/бруска, с обработанными на фрезеровальном оборудовании четырьмя сторонами.
К профилированным пиломатериалам явно можно отнести такую продукцию, как:
- вагонка;
- блок-хаус;
- имитация бруса;
- половая шпунтованная доска;
- профилированный брус;
- поручни лестниц;
- детали окон и дверей;
- раскладка;
- наличники;
- уголки;
- плинтусы… и др.
Таким образом, если брус или доска имеет по всей своей длине какое-либо сечение, отличающееся от прямоугольного, такой пиломатериал можно назвать профилированным, и он не попадает под действие Федерального Закона об учете древесины и сделок с ней.
Но всегда возникает вопрос, а каким минимальным отличием от прямоугольного сечения должен обладать пиломатериал, чтобы сделки с ним не приходилось бы декларировать в Государственной системе?
К сожалению, в каждом конкретном случае придется определять "профилированность" отдельно, так как в законодательстве об этом ничего не сказано. Если вышеперечисленные изделий явно можно отнести к профилированным, и у инспекторов вряд ли возникнут в этом сомнения, то другие могут быть отнесены инспектором к одному виду, а представителем организации к другому.
В таких случаях, события могут развиваться по-разному, в зависимости от того, какое решение примет руководство предприятия в ответ на предъявленные претензии со стороны контролирующих органов:
- Если организация посчитает, что доводы инспектора убедительны, или то, что затраты на доказательство своей правоты соизмеримы или больше размеров самого штрафа, то, возможно, будет принято решение, оплатить его и продолжить свою работу.
- Если же предприятие принимает решение доказывать свою правоту, то может обжаловать решение инспектора, обратившись в суд.
При этом судья будет принимать решение на основании тех документов, которые действуют на данный момент времени (например, ГОСТ 8242–88, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86), определяя, к какому же пиломатериалу (профильному или не профильному) может относится спорное изделие.
Например, рассматривая оборот завальцованной доски или завальцованного бруска, с очень большой вероятностью судом будет принято решение о необходимости учета в ЕГАИС сведений об обороте такой продукции. Такое решение будет вызвано тем, что размеры завальцовки углов такой продукции не соответствуют размерам, которые указываются в ГОСТ 8242-88, что приводит к выводу о невозможности считать такую продукцию профильным пиломатериалом.
Так как перечисленные выше ГОСТы были утверждены достаточно давно, но являются действующими на данный момент времени, то, конечно, они не в полной мере соответствуют современным условиям. И в случае, если спорная деревянная продукция отличается от размеров и качеством, указанных в ГОСТах, суду придется на основании ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ принимать решение по своему внутреннему убеждению, основываясь на тех доказательствах и объяснениях, которые были предоставлены сторонами.
Как Вы понимаете, при таких условиях, судебное решение в том или ином случае может быть как в пользу организации, так и в пользу контролирующих органов.
ОКРАШЕНЫЕ, ПРОПИТАННЫЕ И ДРУГИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛЫ:
Прокрашенный и пропитанный пиломатериал, а так же:
- клеёные изделия из древесины;
- столярные изделия;
- окрашенные, протравленные, обработанные креозотом или другими консервантами лесоматериалы, шпалы, брусья;
- сборные деревянные конструкции;
- фанера;
- плиты древесно-волокнистые из древесины;
- плиты древесно-стружечные;
- тара деревянная;
- щепа, стружка, шерсть, мука деревянная,
не попадают под действие Федерального закона и необходимость учета сделок в ЕГАИС, а так же не требуется оформление на такую продукцию сопроводительных документов при ее обороте.
Но опять же возникает вопрос о полноте и степени прокраски и пропитки пиломатериалов. Как много нужно окрасить пиломатериал, чтобы он считался прокрашенным, и достаточно ли пропитать только один край пиломатериала, чтобы на него не распространялись требования по вводу сведений в ЕГАИС?
Если по вопросу пропитки и септирования пиломатериалов действуют соответствующие документы, описывающие технологию и требования к указанным процессам, то по вопросу окрашивания пиломатериалов возникает много вопросов.
Нигде в руководящих документах не сказано какую часть пиломатериала будет достаточно окрасить, чтобы быть уверенным в отсутствии необходимости ввода сведений в ЕГАИС.
Например, по имеющимся у нас данным, инспектора департаментов Федерального агентства лесного хозяйства считают, что окрашивание торцов бруса или досок не является достаточным, чтобы считать такой пиломатериал окрашенным и не учитывать его оборот в ЕГАИС. Надо сказать, что мнение наших специалистов такое же. Ведь все же прекрасно понимают, что с целью уклонения от учета оборота в ЕГАИС, все просто начнут окрашивать продукцию с торца, что нарушает цели учета.
И конечно, при возникновении спорных ситуаций, суд при таких обстоятельствах, не возьмет на себя принятие решение в пользу организации.
ЧТО ЖЕ ОДНОЗНАЧНО ПОПАДАЕТ ПОД УЧЁТ В ЕГАИС?
Под действие законодательства о необходимости учета в ЕГАИС попадают хлысты деревьев, все пиломатериалы продольного пиления бревен, в том числе полученные от этого брус, доска, брусок, строганный и не строганный, обрезной и необрезной материал, в том числе различные непропитанные шпалы.
Т.е. под действие закона попадает любая древесина, которая не подвергалась профилированию, окрашиванию или пропитке.
Таким образом, отвечая на вопросы:
- Нужно ли вносить в ЕГАИС сделки при покупке обрезного бруса 80*100*2400, 80*100*2850, 80*80*2400?
- Подлежит ли регистрации в ЕГАИС рейка 20х45 и 20х30, завальцованная доска и завальцованный брусок?
- Нужно ли регистрировать в ЕГАИС экспорт сухого строганного бруска, размеров 30х40х400см и 35х45х400см?
- Нужно ли регистрировать сделки юридическому лицу, покупающему пиломатериал для собственного использования?
- Относится ли оцилиндрованное бревно к профилированным материалам?
- Нужно ли вносить информацию в ЕГАИС по закупке или продаже бруса обрезного с конкретными размерами?
можно дать однозначный ответ, что сведения об обороте такой продукции или в указанных обстоятельствах, в обязательном порядке должны учитываться в ЕГАИС.